Интервью с Алисой Тепляковой, которая сдала ЕГЭ в 8 лет и поступила в МГУ
Чтение – одно из любимейших хобби большой части населения. Разнообразие жанров и стилей написания помогает читателю выбрать именно ту книгу, которую он ищет. До недавнего времени выбор в книжных магазинах был скуден. Ассортимент, в основном, составляли учебники и детские книги. В 2008 году появился первый магазин «Читай Город», который спустя несколько лет превратился в настоящую сеть. Филиалы расположены практически в каждом городе Российской федерации.
Какая скидка ко дню рождения • Условия акции
Это же ребенок! Школа адекватных родителей. Введение (Виктория Дмитриева, 2018) Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова. Потому что глупо сравнивать восьмилетнего ребенка со стобалльниками 19-летними, потратившими два года на подготовку к ЕГЭ с репетиторами и на курсах. |
Трудности есть везде
Тогда у меня и появилась мысль создать что-то вроде шпаргалки, чтобы, когда родители сталкиваются с очередными трудностями в воспитании ребенка, они могли заглянуть в книгу и легче разобраться в вопросе. Отказывается отгадывать загадки; не может прочесть стихотворения; затрудняется в самостоятельном рассказывании, может рассказать по вопросам взрослого; не может назвать ни одного автора низкий до 4 баллов.
Читайте также Условия работы
Бывает, покупатели недовольны высокими ценами на определенные книги красиво оформленные автобиографии и книги о бизнесе, как правило, стоят дороже других книг. провести поиски самых старых книг взрослой и детской в домашних библиотеках, представить книгу-долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitaygorod_nash.docx | 118.58 КБ |
Педагогический проект "Читай-город"
проект по художественной литературе
В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос популяризации чтения. Как приобщить ребенка к книге? Как научить его самостоятельно добывать из книг необходимую информацию?
Уже нет ничего удивительного в том, что в руках ребенка планшет и телефон и все реже можно увидеть его с книгой. С одной стороны, это дань моде, с другой нежелание родителей и других взрослых отдать должное внимание важной, а возможно и первостепенной проблеме: неумение и нежелание детей и подростков получать наслаждение от процесса чтения.
Что бы изменить ситуацию книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, а процесс этот должен стать для малыша незабываемым и ярким. Тогда само чтение сможет на протяжении всей жизни обогатить мир, пока еще маленького человека. Ребенок должен полюбить книгу и тогда он потянется к ней.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Яркие книги для детей дошкольного возраста, помогают открывать и объяснять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они делают эмоции дошкольников более насыщенными, развивают воображение и увеличивают у детей запас слов. Выразительное чтение книг помогает осознать еще в детском возрасте богатство родного языка, его музыкальность, напевность и образность; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными, выражениями и сравнениями.
Мир малыша начинается с семьи. Любовь или безразличие к чтению зарождается, прежде всего, в семье, поэтому большое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослых, окружающих ребенка, зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к книге у него вырабатывается.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Именно этот процесс способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitaygorod_nash.docx | 118.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад №11
Конкурс педагогических проектов
«Образование для будущего»
Номинация : Идея, достойная воплощения
Автор проекта: Еловикова Анна Ивановна,
МБДОУ ДС№11 «Золотая рыбка»
В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос популяризации чтения. Как приобщить ребенка к книге? Как научить его самостоятельно добывать из книг необходимую информацию?
Уже нет ничего удивительного в том, что в руках ребенка планшет и телефон и все реже можно увидеть его с книгой. С одной стороны, это дань моде, с другой нежелание родителей и других взрослых отдать должное внимание важной, а возможно и первостепенной проблеме: неумение и нежелание детей и подростков получать наслаждение от процесса чтения.
Что бы изменить ситуацию книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, а процесс этот должен стать для малыша незабываемым и ярким. Тогда само чтение сможет на протяжении всей жизни обогатить мир, пока еще маленького человека. Ребенок должен полюбить книгу и тогда он потянется к ней.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Яркие книги для детей дошкольного возраста, помогают открывать и объяснять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они делают эмоции дошкольников более насыщенными, развивают воображение и увеличивают у детей запас слов. Выразительное чтение книг помогает осознать еще в детском возрасте богатство родного языка, его музыкальность, напевность и образность; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными, выражениями и сравнениями.
Мир малыша начинается с семьи. Любовь или безразличие к чтению зарождается, прежде всего, в семье, поэтому большое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослых, окружающих ребенка, зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к книге у него вырабатывается.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Именно этот процесс способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.
Проведя опрос родителей и воспитанников, я убедились в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Именно это побудило меня к созданию социально-значимого проекта « Читай-город».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители (законные представители), воспитатель, библиотекарь.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе для становления грамотного читателя и развития культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, а также возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с семьей.
— приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
— показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
— воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
— обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;
— вызвать у родителей чувство осознанности ценности детского и семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников;
— познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
— оказать помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
— увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
— чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
— увеличение количества книг в домашних библиотеках;
— повышение уровня мотивации семейного чтения;
— у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;
— повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2024 года – май 2024 года
Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
Реализация проекта предполагает:
— совместную деятельность родителей и детей;
— взаимодействия воспитателя с родителями;
— взаимодействие воспитателя с детьми;
— взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители – работники детской библиотеки.
Этапы реализации проекта
Этап 1. Организационно – подготовительный
1. Проведение вводного мониторинга «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и опрос детей).
2. Разработка социально-значимого проекта « Читай — город» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
4. Подборка книг для создания мобильной библиотеки с привлечением родителей.
5. Изучение методической и практической литературы.
6. Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.
7. Приобщение детской библиотеке к проекту.
Этап 2. Практический.
Проведение комплекса мероприятий, в рамках работы проекта «Читай-город», направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок — литературная мастерская «Мобильная библиотека»
- раз в две недели в течение реализации проекта)
- Знакомство с творчеством детских писателей.
- Прослушивание аудиозаписей художественных произведений в исполнении мастеров слова;
- Пополнение мобильной библиотечки;
- Консультирование родителей по организации домашней библиотеки.
- Методическая помощь по темам:
– «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»;
– «Как организовать домашнее чтение»;
– «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»;
– «Литературное воспитание ребенка в семье»;
– «Детский поэтический фольклор»;
– «Фольклор и его значение в воспитании детей»;
– «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника» .
- Круглый стол «Поделитесь опытом: «Вечернее чтение в семье»
– разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.
- День литературного семейного общения « Книги моего детства» .
- Экскурсии и знакомство родителей с работой МБУК «Центральной детской библиотеки» ее требованиями и правилами.
- Изготовление книжек-малышек.
Блок — «Массовые мероприятия»
- Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
- Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
- Конкурс чтецов на тему «Край, в котором я живу», посвященный 300-летию Кузбасса. Проводится в группе, на уровне ДОУ.
- Волонтерская деятельность «Читающая мама в группе».
- Акция «Online-Чтение» – знакомство родителей с библиотеками, оказывающими свои услуги Online (Президентская библиотека, библиотека ЛитРес)
- Акция «Вместе с книгой веселей» .
- Участие в международной акции книгодарения «Дарите книги с любовью»
- На завершение проекта совместный конкурс мини-проектов для детей и родителей «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг (взрослой и детской) в домашних библиотеках, представить книгу-долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.
Результат: старая книга поможет открыть страницы семейных историй, узнать сведения о своей родословной, подтолкнуть взрослых познакомить детей с традициями семьи.
Блок — «Родительские собрания»
Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми «Как стать родителями читающего ребенка».
Темы родительских собраний:
- «Роль чтения в формировании личности ребенка».
- «Книги читать – скуки не знать» с элементами деловой игры
Блок — «Рекомендательная библиография»
- Издание книжных памяток, закладок, для родителей по вопросам семейного чтения.
- Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
- Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.
- Плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов, детей и родителей с любимыми книгами.
Формы работы с детьми
1.Интервью детей «Моя любимая книжка»
2.Цикл бесед «Бережное хранение книг»
3.Проведение игр «Книжкина больница»
4.Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»
6. Квест «Спасаем книгу»
7.Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома»
8.Неделя любимой книги
10.Театрализация сказки «Репка» для младших дошкольников
11. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
12. Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»
13.Конкурс чтецов на тему «Край, в котором я живу»
14. Конкурс стихов «Весна Победы», на уровне ДОУ
15.Рекламирование книг для младших дошкольников
16. Экскурсии в городскую детскую библиотеку.
Этап 3. Заключительный
- Итоговый праздник «Книга встречает друзей»
- Награждение победителей и участников мини-проекта для детей и родителей «Здравствуй, старая книга!»
Презентация социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» на педагогическом часе.
Предполагаемые результаты проекта
1. Методические продукты
1. Оформление методических рекомендаций:
– «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»;
– «Как организовать домашнее чтение»;
– «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»;
– «Вечернее чтение в семье»;
– «Литературное воспитание ребенка в семье»;
– «Детский поэтический фольклор»;
– «Фольклор и его значение в воспитании детей»;
– «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника» .
2. Обобщение опыта работы « Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
— создание мобильной библиотеки в ДОУ;
— создание листовок «Читать – это здорово!»
— мини-проект «Здравствуй, старая книга!»
3. Повышение рейтинга МБДОУ в социуме
— размещение информации (фотоматериалы, отчеты) на сайте детского сада в сети Интернет;
— творческий отчет о внедрении социально-значимого проекта « Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» в работу мобильной библиотеки на уровне ДОУ;
— публикация работы проекта в СМИ.
4. Социальный эффект
— начинают уделять должное внимание чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
— ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
— повышают интерес ребенка к художественной литературе;
— расширяют круг детского чтения;
— проявляют больший интерес к процессу чтения и к книге;
— обретают навыки работы с книгой и могут самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
— могут вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
— сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
— сформированы нравственные качества ребенка;
— выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
Для того чтобы правильно выстроить свою работу по литературному развитию детей необходимо проводить педагогическую диагностику умений и знаний дошкольников.
Педагогическая диагностика осуществляется 2 раза в год (начальная и итоговая) с использованием диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» № 2 соответственно. В книжках предоставлены аналогичные задания, чтобы у детей не пропал интерес. В методических рекомендациях даны критерии оценки показателей по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста. (см. Приложение 1 ).
Предполагается что, у родителей появится интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром. Планируется продолжение работы детско-родительского клуба «Читай-Город» в детском саду с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.
Реализация проекта в дошкольном учреждении поможет сформировать у детей и родителей интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром и чтением, научит бережно относятся к ним.
Дальнейшее развитие проекта найдет свое продолжение после реализации в силу следующих обстоятельств: актуальности проекта для следующих поколений юных читателей, заинтересованности педагогической,библиотечной и родительской общественности. Отзывы участников данного проекта дадут возможность разработать новые направления по формированию читательского интереса к произведениям детской литературы, способствующей развитию и поддержанию интереса к детской литературе и чтению, духовно-нравственного и нравственно-патриотического развития.
1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…[Текст]: методика приобщения детей к чтению/ — М.: Линка-Пресс, 2003-176с.
2. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя [Текст]: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет/ — М.: Чистые пруды, 2005-32с.
3. Куликовских Н. Увлечь книгой [Текст]/ Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. — № 5. — С. 33-40.
4. Микляева Н.В., МишинаТ.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст]: метод. пособие/ — М.: Айрис-пресс. 2005.- 80с.
5. Миронова М. «Как научить ребенка любить литературу» «Дошкольное воспитание» — 2005 год, № 5.
6. Электронный сайт: Педагогическая диагностика по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=25
Диагностическая книжка «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и методические рекомендации по проведению педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста по литературному развитию
АВТОР: Еникеева М.Е.
На современном этапе развития общества литературное развитие детей дошкольного возраста является важнейшим направлением. Формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства и воспитание в ребенке грамотного читателя – основная цель литературного развития дошкольников. Для того чтобы правильно выстроить педагогу свою работу по литературному развитию детей необходимо проводить педагогическую диагностику умений и знаний дошкольников. Мы предлагаем использовать в работе диагностичекую книжку. Уважаемые педагоги ДОУ предлагаемая диагностическая книжка дополняет и продолжает компоненты диагностики по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста. Данная диагностическая книжка адресована педагогам ДОУ и детям. При разработке книги и заданий мы использовали наработки авторов программы «Детство» и свои собственные. Для оформления и насыщения книжки использовали картинки из интернета — ресурса (player.myshared.ru; nachalo4ka.ru; images.yandex.ru и другие)
Особенность этой книжки в том, что педагогическая диагностика проходит: во-первых, в игровой форме; во-вторых, рассматривая страницы книги, ребенок не только слушает вопрос или задание педагога, но и видит на картинках какие-то моменты; в-третьих, педагогическая диагностика может проводиться в разное время, в разные дни, как удобно для ребенка и педагога; в-четвертых, после диагностики данная книжка может быть предоставлена детям для самостоятельного рассматривания, игр и т.п. Педагогическая диагностика осуществляется 2 раза в год (начальная и итоговая) с использованием диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» № 2 соответственно. В книжках предоставлены аналогичные задания, чтобы у детей не пропал интерес. В методических рекомендациях даны критерии оценки показателей по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Несколько советов, как работать с диагностической книжкой:
1.Картинки непосредственно адресованы ребенку. Он их может рассматривать;
2.Текстовая часть адресована взрослому. Взрослый читает текст от лица героя Незнайки;
3.Путешествует ребенок на разном транспорте (автомобиль, самолет, воздушный шар, паровоз, вертолет), поэтому ребенку нужно дать возможность рассмотреть соответствующую картинку, поддержать игровое настроение.
4. Если какое-то из заданий вызывает у ребенка затруднение, взрослый может помочь, выполнить задание вместе!
Надеемся, наши рекомендации по проведению диагностики и диагностическая книжка (страницы книжки расположены в приложении № 1 и № 2, картинки можно увеличить и распечатать) будут полезны. Желаем успехов!
Педагогическая диагностика по теме «Литературное развитие детей».
Цель: выявить уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста.
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в творческой деятельности.
Диагностики по теме «Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста»
1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.
Метод диагностики: наблюдение, беседа.
Цель: выявление эмпатийных проявлений детей в процессе сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов.
Процедура организации и проведения.
Наблюдение за особенностями сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов проводится по ходу и после прочтения доступного возрасту литературного произведения.
Детям читаем рассказ В.Осеевой «Почему?» и наблюдаем, как они его воспринимают, после чтения задаем вопросы:
— О ком этот рассказ?
— Кому ты больше всего сочувствуешь в нем? Почему?
— Почему мальчик не сказал всю правду сразу, а разбудил маму ночью?
— Почему мама не бранила мальчика и даже обрадовалась, что чашку разбил он, а не собака Бум?
— Почему Бума выгнали на дождь во двор, а позже впустили и обласкали?
Уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений оценивается по следующим параметрам:
1. особенности эмоционального отклика на неблагополучное/ благополучное состояние персонажа;
2. особенности понимания и восприятия эмоций и чувств персонажа;
3. содействие персонажу. Подсчет результатов включает следующие критерии: критерии – показатели уровня – уровень (в баллах).
1.Особенности эмоционального отклика на неблагополучное/ благополучное состояние персонажа:
- самостоятельно замечает, выделяет и дифференцирует чувства и эмоции персонажа (высокий – 3 балла);
- проявляет неустойчивое внимание и интерес к эмоциям и чувствам персонажа (средний – 2 балла);
- эмоционально откликается при обращении внимания, объяснении взрослого (низкий 1 – балл);
- безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций – 0 баллов).
2. Особенности понимания и восприятия эмоций и чувств персонажа:
- демонстрирует умение правильно распознавать эмоциональное состояние даже при отсутствии ярко выраженных внешних эмоциональных проявлений (высокий – 3 балла);
- активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, действии: использует выразительные движения, мимику, пантомимику, голосовые реакции (обращение, обсуждение при восприятии ситуации – средний 2 балла);
- выражает свои чувства путем подражания (низкий – 1 балл);
- демонстрирует безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций –0 баллов).
3. Содействие персонажу
- активно проявляет интерес, желание изменить, принять участие в ситуации, использует: высказывания, словесные инструкции, внешние действия (высокий – 3 балла);
- проявляет заинтересованность, желание выразить свое отношение, оказать влияние на ситуацию, однако демонстрирует отсутствие владения способами проявления содействия (средний – 2 балла);
- использует репродуктивные эмоциональные реакции (подражая другим – низкий 1 балл);
Таким образом, суммарный итог по 1 исследованию:
- Высокий уровень – 8 — 9 баллов,
- Средний уровень – 5 — 7 баллов,
- Низкий уровень — до 4 баллов.
2. Изучение умений художественно-речевой деятельности детей.
Для проведения педагогической диагностики по изучению художественно-речевых умений детей предлагается книжка «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране». Путешествуя по Литературной стране (перелистывая страницы книжки), ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит «испытания», помогая Незнайке. При необходимости проведение диагностики может проходить в разные дни (путешествуя по страницам книжки).
1. Наличие литературных предпочтений
2. Знание литературных жанров
3. Объем литературного опыта
4. Творческие речевые умения.
Задание 1. Остановка «Мир книг» (Задание 1) Незнайка знает, что есть на свете много разных книг. Расскажи, какие книги ты знаешь. А какие книги твои самые любимые? Почему? А любишь ли ты стихи? Какие стихи тебе нравятся? Почему?
Задание 2. Остановка «Литературные жанры» (Задание 2) Незнайка хочет загадать тебе загадку. Слушай внимательно, получится ли у него настоящая загадка:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей хвостик гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Получилась ли у Незнайки загадка? Почему это не загадка? А что это?
Однажды Незнайка услышал 2 истории. Послушай их внимательно и подскажи Незнайке это отрывки из сказки или рассказа (текст представлен в книжке) Почему ты так думаешь? Чем рассказ отличается от сказки?
Задание 3. Остановка «Отгадай загадку» (Задание 3) Помоги Незнайке отгадать загадки. Почему ты думаешь, что твоя отгадка подходит к загадке?
Задание 4. Остановка «Прочти стихотворение» (Задание 4) Какие стихи ты знаешь? Прочти стихотворения!
Задание 5. Остановка «Расскажи отрывок из любимого произведения» (Задание 5) Незнайка хочет послушать, как ты умеешь рассказывать любимое произведение (сказку).
Задание 6. Остановка «Назови детских писателей» (Задание 6) Незнайка любит произведения Корнея Ивановича Чуковского, а каких детских писателей ты знаешь еще? Творческие речевые умения.
Задание 7. Остановка «Придумай загадку» (Задание 7) Помоги Незнайке придумать загадку.
Задание 8. Остановка «Придумай рифму» (Задание 8) Помоги Незнайке подобрать рифму.
Задание 9. Остановка «Объясни выражения» (Задание 9) Помоги Незнайке в стихотворении найти красивые выражения и объяснить их.
Читает стихотворение С. Есенина:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
И заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Как ты понимаешь выражения «принакрылась снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне», «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»?
Молодец! Ты помог Незнайке выполнить задание!
Воспитатель фиксирует успешность выполнения заданий и оценивает их результаты по разработанным критериям и представленным уровневым характеристикам. Изучение умений художественно-речевой деятельности детей оценивается по следующим критериям и параметрам: Критерии Показатели Уровень (в баллах)
1. Наличие литературных предпочтений
- имеет любимые литературные произведения, правильно называет виды книг (высокий – 3 балла);
- ярких литературных предпочтений нет, называет некоторые виды книг (средний – 2 балла);
- нет любимых произведений, виды книг называет с помощью взрослого (низкий – 1 балл).
2. Знание литературных жанров
- различает основные литературные жанры, свободно может объяснить различия (высокий – 3 балла);
- затрудняется в различении близких жанров: путает стихи и загадки, рассказ и сказку (средний – 2 балла);
- не различает жанры поэзии и прозы (низкий – 1 балл).
3. Объем литературного опыта:
1) отгадывание загадки;
2) чтение стихотворения;
3) рассказывания произведения;
4) называние детских писателей.
С удовольствием отгадывает загадку, объясняет отгадку; знает и читает выразительно любимые стихи; может рассказывать самостоятельно, эмоционально, использует авторские средства выразительности; называет 3 – 4 писателей и поэтов (высокий – 10 — 12 баллов).
Загадки знает и пытается отгадать, с небольшой помощью объясняет отгадку; при рассказывании схематично передает сюжет произведения, не очень эмоционально, слабо использует средства выразительности; называет 1 -2 писателей и поэтов (средний – 5 — 9 баллов).
Отказывается отгадывать загадки; не может прочесть стихотворения; затрудняется в самостоятельном рассказывании, может рассказать по вопросам взрослого; не может назвать ни одного автора (низкий – до 4 баллов).
4. Творческие речевые умения:
1) придумай загадку;
2) придумай рифму;
3) объясни выражения
Самостоятельно и легко сочиняет образную ритмически организованную загадку; чувствует и создает рифму быстро и уверенно; чувствует красоту поэтического стиха, объясняет все образные выражения, проявляя творчество и используя средства выразительности (высокий – 8 — 9 баллов).
Самостоятельно придумать загадку не может, только с помощью взрослого; может придумать рифмы к словам; объясняет 1 — 2 образных выражения (средний – 4 — 7 балла).
Не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинить загадку); ошибается в договаривании рифмующих строк; не может объяснить образные выражения (низкий – до 3 баллов).
- Высокий – 22 — 27 баллов;
- Средний – 10 — 21 балл;
- Низкий – до 9 баллов
Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстраторах детских книг.
Методы: игровое задание, беседа
Исследуются следующие критерии:
1. Представления детей о значении иллюстраций в книгах;
2. Знание и узнавание персонажей детских произведений;
3. Представления детей об иллюстраторах детских книг.
Путешествие Незнайки по Литературной стране продолжается.
Задание 1. Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах Остановка «Картинки в книжке» (Задание 10) Расскажи Незнайке, почему в книжке нужны картинки. А рисовал ли ты когда-нибудь сам картинку к сказке?
Задание 2. Персонажи детских произведений на иллюстрациях Остановка «Персонажи произведений» (Задание 11) Назови персонажей произведений (узнай по картинке).
Задание 3. Выяснить представления детей об иллюстратора детских книг Остановка «Иллюстраторы детских книг» (Задание 12)
Расскажи Незнайке, кто такие иллюстраторы книг. Каких иллюстраторов книг ты знаешь? Подсчет результатов включал определенные критерии: критерии – показатели уровня – уровень (в баллах).
Представления детей о значении иллюстраций в книгах
Понимает и аргументировано объясняет значение иллюстраций в книге, имеет значительный опыт рисования по литературным произведениям (более 3 рисунков) – высокий – 3 балла.
Дает общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеет ограниченный опыт рисования по литературным произведениям (вспоминает 1 рисунок) – средний – 2 балла.
Определяет только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не может; отрицает опыт рисования по литературным произведениям – низкий – 1 балл.
Персонажи детских произведений на иллюстрациях
Сразу узнает персонажей произведений, называет их, говорит из какого произведения (высокий – 3 балла).
Узнает персонажей произведений, называет, но затрудняется назвать из какого произведения (средний – 2 балла).
Называет персонажей с помощью взрослого, отвечает не уверенно (низкий – 1 балл).
Представления детей об иллюстратора детских книг
Называет 2-3 иллюстраторов книг, может назвать к каким книгам, произведениям были иллюстрации (высокий – 3 балла).
Называет 1 иллюстратора детских книг, но может вспомнить, к каким произведениям они писали иллюстрации (средний – 2 балла).
Не называет иллюстраторов детских книг, с помощью называет произведения, к которым были написаны иллюстрации (низкий – 1 балл).
Выяснить представления детей о театре и изучить умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной творческой деятельности.
1. Игровое задание с использованием книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране».
1. Представления детей о театре
2. Умения детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности:
1. Представление детей о театре. Остановка «Театр» (Задание 13) Расскажи Незнайке о театре. Какие виды театров ты знаешь? Нравится ли тебе играть в группе? Какие роли тебе нравится исполнять? Какие виды игрушечных театров тебе больше нравятся? Расскажи Незнайке, как стать артистом, как сыграть роль. Вот и закончилось наше путешествие по Литературной стране! Молодец! Помог Незнайке стать «грамотным читателем»!
2. Наблюдение за умениями детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности Наблюдение проводится в естественных условиях и по предложению взрослого разыграть сюжет любимого произведения (подгруппа детей). Подсчет результатов включает определенные критерии: Критерии Показатели уровня Уровень (в баллах)
1. Представление детей о театре
У ребенка глубокие представления о театре, он (на доступном уровне) знает назначение театра, знаком с устройством здания театра, с деятельностью людей, работающих в театре, жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и т.д.), проявляет избирательный интерес к определенному виду театрализованной игры, может рассказать об этапах подготовки к исполнению роли (высокий – 3 балла).
Ребенок имеет общие представления о театре, его устройстве и людях, работающих в нем, акцент делает на роли артиста в театральном спектакле. Имеет интерес к театрализованным играм, предпочитает определенный вид игры (режиссерская или драматизация). При помощи взрослого может рассказать об этапах подготовки к исполнению роли (средний – 2 балла).
У ребенка имеются недостаточные, фрагментарные знания о театре, не может самостоятельно выделить виды театра, рассказать о подготовке к исполнению роли (низкий – 1 балл).
2. Умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности.
Часто разыгрывает сюжеты любимых произведений, активен и самостоятелен в выборе содержания игр в поиске способов выражения образа героя. Проявляет творчество, стремится к импровизации (высокий – 3 балла).
Иногда разыгрывает сюжеты произведений, умения театрализованной деятельности развиты на разных уровнях, зависят от внешних условий. Ребенок сразу включается в театрализованную игру, без предварительного обдумывания. Проявляет умения использовать средства невербальной и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, реже — для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. С помощью взрослого обнаруживает интерес к творчеству в процессе воображения и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности (средний – 2 балла).
Проявляет положительное отношение к театрализованным играм, но редко в них играет. Интерес к театрализованной деятельности не устойчив, недифференцирован, немотивирован. Умения театрализованной деятельности находятся в стадии становления. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринять содержание, сюжет и образы героев. В игре-драматизации создает простой «типичный» образ, выбирая героев животных из хорошо знакомых простых сказок. Характерно маловыразительное исполнение роли (низкий – 1 балл)
Общий суммарный итог диагностики по теме «Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста» оценивается по критериям:
- Уровень – 46 – 51;
- Высокий – 24 – 45;
- Средний до 23;
- Низкий от 22.
При проведении педагогической диагностики в конце учебного года детям предлагаются аналогичные задания тем, которые использовали в начале года (см. Приложение № 2).
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.